О фильме «Последнее искушение Христа».

О фильме «Последнее искушение Христа».

         Когда православная церковь распространяет лживые слухи о разных сверхъестественных чудесах, например, о том, что был найден животворящий крест, на котором был распят Иисус, и что покойник якобы ожил после того, как к нему прикоснулись этим крестом, никто не возмущается, слушая эту антинаучную ложь. Стоит лишь выйти правдивому фильму, который наносит удары по ложным догматам, так поднимается буря возмущения. Конечно, в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Мастер исказил до неузнаваемости образ Христа, и правы были советские критики, яростно обличавшие мастера в печати. Фильм же «Последнее искушение Христа», показанный телекомпанией НТВ, не только правдиво повторяет евангельские повествования, но добавляет ещё к ним богодухновенные идеи, подтверждение которых можно найти в тексте Нового Завета.
         Одним из самых распространённых ошибочных мнений об Иисусе является мнение, что Он будто бы безгрешен в отличие от других людей и, следовательно, ему не в чем раскаиваться, принимая водное крещение в водах Иордана. Согласно этой абсурдной точке зрения получается, что Иисус совершал бессмысленный обряд, принимая водное крещение у Иоанна-Крестителя. Как раз по этой абсурдной точке зрения и наносит удар фильм, показывая то, как греховна и несовершенна плоть Иисуса, и поэтому становится также ясно и то, почему эта греховная плоть Иисуса должна быть распята на кресте. Иисус говорит в этом фильме о том, как он труслив, немощен, медлителен на соображение, похотлив и т. д. Всё это соответствует словам апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное». (Первое послание к Коринфянам, 1: 26-27).
         Но вместе с тем Иисус имеет горячее желание найти истину и творить добро. Основное заблуждение Иисуса до его встречи с Иоанном-Крестителем состояло в его ошибочной идее непротивления злу насилием. Иисус не понимал того, что либо только страх перед суровым наказанием может удержать злодеев от совершения полых поступков, либо лишь ужасные мучения в огне и сере могут перевоспитать этих злодеев и сделать их добрыми людьми, потому что тот, кто на своей шкуре не испытал мучений, не сможет сочувствовать страдающему и жалеть кого-либо. Не понимая этого, Иисус в начале фильма призывал людей прощать врагов и не наказывать их. Иногда подоплёкой этой ложной идеи о том, что не надо мстить негодяям, был философский идеализм, согласно которому провидение само отомстит негодяям. Иоанн же креститель разубеждает Иисуса, доказывает ему ошибочность таких взглядов, доказывает ему то, что зло можно уменьшить, только дав решительный отпор негодяям, поступив с ними по закону Моисееву: «Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». (Исход, 21:25).
         Очевидно, в этом фильме до встречи с Иоанном Иисус считал Пятикнижие Моисея ничего незначащей писаниной заблуждающихся людей, и именно Иоанну суждено было переубедить Иисуса и доказать ему, что библейские книги Ветхого Завета – не пустая болтовня, но наоборот, именно эти книги предрекли такое маловероятное, но зато достоверное на протяжении вечности рождение человека с благородной душой, желающего переделать этот мир так, чтобы исчезло всякое зло и страдание, человека, который пойдёт добровольно на любые муки ради достижения этой цели.
         Некоторые могут возразить: как же Иоанн мог оказаться умнее Иисуса и научить Иисуса уму-разуму, если Иоанн сам о себе говорит, что он не достоин развязать ремень обуви Иисуса? Да очень просто. Несмотря на то, что Иоанну необходимость Голгофской жертвы открылась раньше, чем Иисусу, Иоанн не пожелал добровольно пойти на ужасные крёстные муки. Можно сказать, что в этом фильме Иоанн-креститель продал своё первородство Иисусу, как Исав продал своё первородство Иакову. Вот почему Иоанн и говорит о себе, что он не достоин и мизинца Иисуса: ведь именно Иисус будет добровольно страдать за всё человечество на кресте.
         После встречи с Иоанном Иисус раскаивается в своих приятных заблуждениях, которыми он тешил себя долгое время. Он берёт в руки секиру и меч и осознаёт, что только революция сможет освободить угнетённых из-под власти тиранов. Иисус становится убеждённым атеистом и говорит своим ученикам: «Бог – внутри вас, в ваших добрых и благородных сердцах. А во внешнем мире никакого Бога нет, но там господствует дьявол». Именно поэтому Иисус и призывает своих учеников к активной борьбе со злом и говорит им, что если они сами за себя не отомстят, то и никакая внешняя сила тоже не поможет и не отомстит. Так в короткое время Иисус становится вождём восставшего народа, готового пойти под его руководством на любой неравный бой за правое дело. Он стоит в окружении громадной толпы истерзанного и измученного народа, готового взять в руки дубинку и драться со своими угнетателями, не жалея своей жизни, которая ему уже осточертела. Люди ждут только одного – чтобы Иисус возглавил это восстание. Но Иисус видит, что народ не вооружён, что с дубинкой нельзя победить войска, хорошо оснащённые новейшим оружием. Поэтому он сбегает и прячется в Гефсиманском саду.
         Другой распространённой нелепицей является ошибочное мнение, что Иуда Искариот якобы является негодяем, поскольку он предал Христа. Люди забывают то, что без Иуды была бы невозможна искупительная Голгофская жертва Христа, и Иисус Христос знал о том, что Иуда Искариот предаст его, и сам хотел быть преданным на распятие. Если сказано, что горе тому человеку, которым предаётся Сын Человеческий, то разве самому Иисусу Христу не горе – умирать мучительной смертью на кресте? Иуда Искариот и Иисус Христос умирают даже одинаковой позорной мучительной смертью через повешение. Если сказано, что Иуда раскаялся, предав кровь невинную, то это можно толковать так: Иуда раскаялся в том, что не умер на кресте вместо Иисуса. Что же касается того, что жертва должна быть без греха и порока, то всякий, имеющий добрые намерения, не имеет греха и порока, но унаследовал первородный грех от Адама, то есть, не он виновен, а Адам, через которого грех и смерть вошли в мир и перешли во всех человеков. В фильме «Последнее искушение Христа» Иуда Искариот – любимый ученик Иисуса, и сам Иисус с большим трудом уговаривает Иуду пойти и совершить предательство. «Участь моя всех труднее, – говорит Иуда. – Предать любимого учителя – это самое мучительное для меня». Ясен и аллегорический смысл этих слов Иуды Искариота в фильме: самое мучительное для доброго человека – предать те ложные идеи, которыми он долгое время тешил самого себя, как наркотиками. Осознать горькую правду и отречься от приятных заблуждений – это не удалось даже Льву Толстому, который изобретателей эликсира вечной молодости и технических усовершенствований причислил к дьяволам, чтобы успокоить свою совесть и не покаяться в том, что, имея неплохие умственные способности, он не посвятил свою жизнь продвижению вперёд физики, химии и медицины, хотя именно Льву Толстому открылась гениальная догадка о том, что врачи лгут о полезности секса, и если муж и жена не хотят иметь детей, то они должны отказаться и от сексуальной жизни.
         И вот Иисус мучается, умирая на кресте. Мы знаем, что такие мучения разрушают умственные способности, а ведь люди жестоко мучают и избивают Иисуса. Это знали и авторы фильма «Последнее искушение Христа». Добровольная часть мучений, когда мучающийся заставляет себя порвать со своими приятными заблуждениями и осознать неприятную истину, развивает умственные способности и способствует интеллектуальному прогрессу. Другая же недобровольная часть мучений разрушает умственные способности потому, что порождает, во-первых, желание забыть о прошедших мучениях, во-вторых, желание не догадываться о предстоящих будущих мучениях. Вот почему желательным для Иисуса становятся философский идеализм и даже солипсизм: «Все мучения, которые до сих пор были в твоей жизни, были только потому, что ты верил в реальность внешнего мира, верил в невозможность сверхъестественных чудес, был атеистом и сам желал мучиться, потому что ты забыл о том, что кроме тебя во всей Вселенной никого больше не существует, забыл о том, что ты – единственный во Вселенной, кто может испытывать желания, и потому все твои желания должны немедленно исполняться». О том, что философский идеализм ведёт к солипсизму, Иисус пока ещё не может догадаться, но всё же с атеизмом ему хочется порвать на кресте. Измученному Иисусу очень сильно хочется поверить в этот религиозный опиум, что всё в этом мире прекрасно устроено Создателем, и менять ничего не надо, но надо только понять, как прекрасна жизнь, и наслаждаться всеми радостями этой жизни: вином и развратом с женщинами.
         Вот почему в этом фильме Иисус видит на кресте галлюцинацию в виде «ангела-хранителя», который говорит ему: «Я немедленно избавлю тебя от боли и мучений. Стоило тебе только попросить Бога-Отца, то есть уверовать в существование Бога и перестать быть атеистом, как Бог сразу же послал меня, чтобы я избавил тебя от всякой боли и от всякого мучения. Бог только хотел испытать тебя, как хотел Он испытать Авраама, когда велел ему принести в жертву своего сына Исаака, но, когда увидел, что Авраам готов пожертвовать своим сыном, и убедился в прочности веры Авраама, отменил своё повеление и велел освободить Исаака. И твоя смерть на кресте тоже не нужна Богу. Сойди с креста и посмотри, как прекрасно и разумно всё устроено в этом мире Небесным Создателем! Посмотри, сколько вокруг красивых женщин, и как много в этом мире простых человеческих радостей! Всё вокруг тебя предназначено для твоих наслаждений. Бог-Отец весь этот прекрасный мир именно для тебя, своего возлюбленного Сына и создал, чтобы ты наслаждался, не беспокоясь ни о чём».
         Иисус сходит с креста и предаётся самому безудержному сексу с Марией Магдалиной. Он мечтает теперь о создании семьи, о жизни обыкновенного обывателя, и кается в том, что не хотел жить так, как живут все обыкновенные люди. Но вот случается несчастье – Мария Магдалина умирает. Возмутившись несправедливостью Бога, Иисус снова чуть было не становится «богоборцем Иаковым», но замаскированный в ангела-хранителя сатана хватает его за руку и утверждает, что нельзя бороться с Богом, что на всё – Божья воля, что Бог просто снова хочет испытать веру Иисуса. «Ангел хранитель» советует Иисусу заниматься сексом со всеми женщинами и считать всех женщин мира – одной единственной женщиной, которая предназначена в жёны Иисусу его Отцом Небесным. Другими словами, «ангел-хранитель» велит Иисусу верить в то, что реально во всей Вселенной существуют только двое – он и его Создатель, а всё остальное вокруг надо считать просто сновидением, которое его Создатель для него придумал. И поскольку желание приносить кому-то другому радость по-прежнему живёт в душе Иисуса, но Иисус знает теперь, что женщины, с которыми он занимается сексом, не способны испытывать наслаждение от занятия сексом, потому что они являются только миражом или сновидением, которое Бог-Отец придумал для него, Иисуса (или радиоуправляемыми куклами, которых Бог-Отец дёргает за верёвочку), Иисус всё равно представляет то, что радует своего Создателя, когда сам получает сексуальное наслаждение от занятия сексом с женщинами, потому что Иисус думает, что его Создатель настолько добр, что всегда радуется, когда видит, как наслаждается кто-то другой.
         Если желание получать сексуальное наслаждение по теории вероятностей является вредной мутацией, так как чем сексуальнее были особи – тем больше была численность их потомства, и деградация при занятии сексом не приводила к их вымиранию в ходе естественного отбора, то насколько же вреднее для его умственных способностей был этот религиозный опиум, эта безумная вера в существование абсолютно доброго, всемогущего и вездесущего Творца окружающей Вселенной! Ведь ради этой безумной веры надо было поглупеть настолько, чтобы забыть о том, какие многочисленные мучительные минуты, мучительные часы и мучительные дни допустил этот «добрый» Создатель в его жизни! Надо было поглупеть настолько, чтобы не задать себе таких вопросов: «Почему Бог-Отец стал отвечать на мои просьбы и совершать чудеса в моей жизни только после того, как я поверил в его существование? Почему Бог никак себя не проявлял и позволял мне так много страдать в то время, когда я был атеистом?». Вся греховная плоть Иисуса восставала против таких вопросов, потому что на эти вопросы Иисус мог дать только один единственный ответ: «И Бог-Отец, как и всё остальное, тоже не существует реально, независимо от моей веры в его существование. Реально во всей Вселенной существую лишь я – единственная одинокая душа. И моё желание приносить радость кому-то другому никогда не осуществимо, потому что во всей Вселенной никто другой кроме меня не может испытывать радость. Я могу радовать только самого себя, но никогда не могу радовать кого-то другого, потому что никого другого во Вселенной кроме меня не существует». – Эта мысль была крайне мучительна для Иисуса, и он гнал её от себя, не желая догадываться о том, что из философского идеализма неизбежно вытекает солипсизм, что приятная идея: «Во всей Вселенной реально существуем лишь мы двое – я и мой добрый создатель» – эта идея не выдерживает критики. Так как Иисус не желает осознавать эту очевидную истину, то он испытывает непреодолимое отвращение к логическому мышлению. Поэтому в этом фильме, предаваясь самому разнузданным сексуальным наслаждениям с женщинами, Иисус быстро дряхлеет и стареет, что означает также и его интеллектуальную деградацию.
         И вот однажды Иисус видит апостола Павла, который проповедует людям о том, что Иисус Христос умер на кресте и воскрес из мёртвых, испив до конца чашу страданий, предназначенную ему. Люди слушают апостола Павла и знают о том, что это неправда, так как они бы в таком случае должны бы все избавиться от греха, то есть не только никогда больше не грешить, но даже желаний греховных никогда не испытывать, если бы эта искупительная Голгофская жертва Христа действительно свершилась в прошлом. Иисус тоже был возмущён этой абсурдной ложью апостола Павла, испытывая всегда ненависть к тем, кто лжёт, потому что Иисуса всегда мучили угрызения совести, что ему лень заниматься радиотехникой, чтобы изобрести приёмник для прослушивания мыслей (миелофон) и сделать всё тайное явным, вывести всех лгунов на чистую воду и заставить их говорить правду, а также узнать все сокровенные мысли мудрецов, которые, по словам Соломона, скрывают свои знания от других. Иисус подходит к апостолу Павлу и требует от апостола покаяться немедленно и прекратить лгать о том, что Иисус умер на кресте: «Вот я, Иисус. Я сошёл с креста и не стал умирать мучительной смертью на кресте. Я живу с женщинами, ем и сплю, как все другие люди, похоти свои не распинаю, но наслаждаюсь жизнью. Богу не понадобилась жертва, и Бог послал ко мне ангела-хранителя, чтобы тот освободил меня от мучительной и ненужной смерти на кресте». Но апостол Павел не желает слушать Иисуса и продолжает лгать о том, что Голгофская жертва свершилась. Вероятно, этой ложью апостол Павел желает вызвать ревность у какого-нибудь язычника, то есть вызвать у этого язычника желание изобрести миелофон для прослушивания мыслей и разоблачить эту ложь Павла. Тогда Иисус хочет сам сказать людям правду о том, что он на кресте не умирал, но сошёл с креста. Однако, апостол Павел пугает Иисуса, что если он это сделает, то эта безнравственная толпа людей растерзает его. Иисус действительно видит то, что толпа безнравственна: все люди повторяют эту ложь Павла и делают вид, что в неё верят. Поэтому Иисус не решается сказать правду этой лживой толпе народа.
         Иисус продолжает свой развратный и низкий образ жизни, тот образ жизни, которым живёт весь мир. Он имеет много жён и много детей, живёт праздно и беспечно, а его преданные ученики, будучи убеждёнными атеистами, все свои силы посвящают героической борьбе с угнетением и неравенством, становятся настоящими революционерами, потому что они помнят те великие слова, которые сказал им их Учитель, когда тоже был атеистом: «Бог – внутри вас, в ваших благородных сердцах. А во внешнем мире не существует никакого Бога, но там господствует дьявол». И вот, однажды ученики навещают своего дряхлеющего и интенсивно деградирующего от плотской жизни Учителя, находящегося в окружении развратных женщин. Если Пётр в какой-то степени снисходителен к павшему Иисусу, то Иуда Искариот настолько его презирает, что даже не желает войти и поздороваться с Иисусом.
         После того, как Иисус спрашивает апостолов о том, почему Иуда Искариот не желает с ним разговаривать, Иуда входит и в великом гневе говорит Иисусу:
         Когда ты просил меня стать предателем и предать тебя на крестные муки, я ради тебя исполнил твою просьбу, совершив над собой мучительное усилие. Как тяжело мне было тогда! Как трудно мне было предать своего самого любимого учителя! Но я пересилил себя и сделал то, о чём ты меня просил. Сейчас мы, твои ученики, все изранены и избиты в борьбе за правду. Наши раны кровоточат. Мы гонимы и преследуемы. А ты сошёл с креста и наслаждаешься с женщинами!
         На это Иисус сказал:
         – Бог послал мне ангела хранителя, и этот ангел-хранитель сказал мне, что Бог только испытывал меня, что моя мучительная смерть на кресте не нужна Богу, что этот мир прекрасно и совершенно устроен Богом, и изменять в этом мире ничего не надо, а надо лишь жить и наслаждаться жизнью, не отказывая себе ни в каких удовольствиях
         – Где этот ангел-хранитель? – спросил Иуда.
         – Да вот же он, – сказал Иисус и показал его им.
         Иуда прикоснулся своим посохом к «ангелу-хранителю», произошла яркая вспышка пламени, и все увидели сатану. «Это был сатана», – понял, наконец, Иисус. Ужасный стыд и отчаяние захватили его: он поверил сатане, приняв его за ангела-хранителя. Ученикам жаль было Иисуса, но у них не было времени на разговоры с тем, кто превратился почти в животное, живя по наставлениям сатаны, и они ушли, думая: «Как жаль, что так низко мог пасть человек с такой благородной душой!».
         «Ох, если бы можно было вернуть молодые годы! Если бы всё это бесцельно и праздно прожитое время можно было вернуть, вычеркнуть из жизни! Если бы можно было снова оказаться на кресте до того, как сатана уговорил меня сойти с креста!» – подумал Иисус, и слёзы ручьём потекли у него из глаз. Поняв, наконец, то, что Бог-Отец – это не личность, разумно и прекрасно всё вокруг устроившая, а неизменные законы природы, то есть научные знания, которые только одни способны уничтожить зло и страдания в мире, Иисус взмолился: «Отче мой! Прости меня, недостойного сына, за то, что я позабыл о тебе, разлюбил тебя, промотал всё своё имение, растратил все свои способности! Я не достоин называться твоим сыном, но дай мне место в хлеву, рядом с твоими свиньями, но лишь бы мне быть рядом с тобой!» Говоря это, Иисус рыдал, рыдал и рыдал, раскаиваясь от всего сердца. И вдруг он снова оказывается на кресте.
         Так заканчивается этот замечательный фильм. И конец фильма прекрасен и оптимистичен. Даже если человек прожил праздно и бесцельно до восьмидесяти лет, ничего не сделав для научно-технического прогресса, то и в восемьдесят лет после искреннего раскаяния ему не поздно сесть за учебники и заставлять себя заниматься физикой, химией и другими естественными науками, чтобы приблизить то время, когда на Земле не будет ни болезни, ни смерти, ни плача, ни вопля.
         Замечательно в этом фильме также то, что слова «Бог испытывает человека» принадлежат сатане, надевшему маску ангела-хранителя. А ведь именно такие слова, порочащие Бога, можно услышать от попов и проповедников почти всех «христианских» течений в настоящее время. Ведь только умственный лентяй испытывает, ставит эксперименты. Тот, кто не имеет умственной лени, может наперёд теоретически предсказать результат любого испытания. Поэтому, если бы библейский Бог-Отец был личностью и испытывал человека, то он был бы умственным лентяем. Но библейский Бог не может быть личностью, потому что о нём сказано в Библии, что он никогда не изменяется, а если бы он был личностью, имеющей способность мыслить и принимать решения, то он должен бы тогда иметь материальный мозг, состоять из атомов и молекул и изменяться, как всякая материя. Не изменяются только законы физики и химии, не изменяются математические формулы и теоремы, не изменяются общие законы движения материи, а этим законам не присущи свойства личности: мышление, протяжённость в пространстве, воля. Если мы скажем, что закон естественного отбора испытывает зайчика, сможет ли этот зайчик убежать от волка и выжить, то мы не можем обвинять в несправедливости этот закон естественного отбора, хотя на самом деле этот закон несправедлив, потому что зайчик, который по причине своих больных ног не может убежать от волка и спастись, ни в чём не виноват. Но в отличие от закона сохранения энергии этот жестокий закон естественного отбора не вечен, но будет уничтожен в справедливом коммунистическом обществе после пролетарской революции. Можно ли включать тогда этот закон естественного отбора в понятие неизменного и вечного Бога? Думаю, что нельзя. Поэтому утверждение «Бог испытывает человека» действительно принадлежит дьяволу – лжецу и отцу лжи.

1997 год. Владимир Фомин.

Примечания и комментарии 2006 года.

Не думаю, что сексуальная жизнь с женщинами разрушает умственные способности и способствует деградации. Не понимаю также, какой смысл в написании этой статьи, если сам я всегда живу как обыкновенный обыватель и похоти свои никогда не распинаю.

На главную страницу