Шри Ишопанишад в толковании Владимира Фомина.

Шри Ишопанишад в толковании Владимира Фомина. (Декабрь 1992 года).

Шри Ишопанишад

Шри Ишопанишад с комментариями Бхактиведанты, которые будут подвергнуты критике.

Внимание! Этот трактат содержит сокровенное знание, которое запрещено передавать подлецам и бессовестным злодеям. Если у вас нет доброго сердца и развитого чувства сострадания, если у вас нет ни чести, ни совести, если вы способны на любое преступление, и если только страх перед уголовной ответственностью удерживает вас от совершения убийств, изнасилований, грабежей, то вы не имеете права читать этот трактат и обязаны немедленно покинуть эту страницу.

Что подразумевает Бхактиведанта Прабхупада под лидерами материалистами, которые, по его словам, завели в тупик человечество? Согласен ли я с ним? Я согласен с тем, что обусловленной душе присущ недостаток совершать ошибки. Но и при этой земной жизни каждый из нас может достичь, если захочет, такого совершенства, чтобы избавиться от этого недостатка и перестать совершать ошибки, просчитывая в уме все последствия вперед (но насколько?). Да и что такое ошибка? Не следует ли оправдать всякого, причинившего вред по ошибке, не умышленно, и совместными усилиями исправить последствия его ошибки?

Отождествление себя с телом характерно (но не для меня, а, например, для моей матери) только в том смысле, что эти люди не задают себе вопроса: «Почему я родился именно в этом теле? Почему я вижу и слышу за свои глаза и уши, а не за глаза и уши вот этой кошки? Ведь это чистая случайность, что я начал существовать в этом теле, а не в теле вот этой мухи». Нет, эти люди убеждены в том, что иначе и быть не могло: ведь они родились от человека, а не от мухи. Поэтому возникает сомнение в том, имеют ли эти люди собственные ощущения и осознание своего «я». Но Христос и Ленин призывают каждого из нас верить в то, что другие «я» кроме моего «я» тоже существуют. Это точка зрения «наивного реализма» пригодна для всякого человека как средство от насморка. Тот, кто считает, что только он один существует, а все другие люди ему просто снятся, но не говорит этого вслух, будет не способен делать добро кому бы то ни было. Поэтому без веры не только нельзя угодить Богу, но нельзя сделать и доброе дело какому-то человеку, так как радующий другого должен веровать в то, что этот другой ему не снится, а реально существует и способен испытывать чувство радости. Вера в это необходима. Я не сомневаюсь в том, что мысли, возникающие у нас, порождаются деятельностью головного мозга. В этом вопросе я окончательно на стороне материалистов. Я не согласен с Прахупадой в том, что все якобы имеют склонность обманывать. Себя все обманывают, но умышленно обманывают других – не все. Я, например, являюсь таким человеком, который может заблуждаться, но я никогда не лгу, всегда говорю то, что думаю.

Нет ничего плохого в том, что заблуждающийся человек высказывает всем свои ложные взгляды, свои ошибочные мнения. Авось найдется тот, кто укажет ему на его ошибки и переубедит его. Было бы хорошо, если бы каждый высказывал вслух все свои мысли, и правильные, и ошибочные, но это невозможно до тех пор, пока не будет изобретен и вручен каждому такой приемник, с помощью которого каждый сможет слышать мысли любого другого человека, после чего каждый, как Иисус, не будет иметь нужду, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо будет знать, что в человеке (Евангелие от Иоанна, 2:25).

Говорить о несовершенстве наших органов чувств означает заниматься пустословием. На мой взгляд, тот, кто говорит о том, что никогда не видели его глаза, не слышали его уши и не осязали его руки, лжет, а всякий, кто говорит о том, что видел и слышал, говорит истину. (В соответствии с первым посланием апостола Иоанна, 1:1). Таким образом, Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада лжет и по поводу того, что якобы есть иной способ познавать истину без помощи органов чувств, лжет и по поводу того, что якобы все люди склонны обманывать. Я считаю, что он умышленно лжет, а не заблуждается, так как судит о других людях по себе. Если бы он сам никогда не лгал, то не написал бы, что все люди лгут.

Укажу на два недостатка, присущие добрым, имеющим развитое чувство жалости, благородным людям, которые неизбежно порождаются в них общественной средой.

Первый недостаток – это греховное желание человека обманывать самого себя, его желание не осознавать правду такой, какая она есть. Человек всеми силами своей души цепляется за свои приятные заблуждения и, чтобы не додумываться до неприятной истины, запрещает себе логически мыслить и анализировать, в результате чего его ум и разум разрушаются, а его логическое мышление костенеет. Для того, чтобы не возникало греховное желание не догадываться до горькой правды, необходимо сделать так, чтобы всякая правда была сладкой, а не горькой. Человек часто хочет идеализировать окружающих его людей, не замечать их недостатки, а приписывать им достоинства, которых в них нет на самом деле, и это также разрушает его разум и погружает его в «гуну невежества». Для того, чтобы в душе человека не возникало этого греховного желания думать об окружающих людях лучше, чем они есть на самом деле, надо сделать окружающих этого человека людей на самом деле такими, какими он хочет их видеть: добрыми, откровенными, правдивыми, имеющими развитое чувство сострадания, готовыми сделать все для счастья друг друга. Если сделать всех людей совершенными, то ни у кого не будет возникать желания их идеализировать, и никто тогда не захочет думать о них лучше, чем они есть на самом деле. Любую правду надо сделать сладкой, а не горькой - тогда не будет возникать желание не знать эту правду, и не будет возникать желание запретить себе мыслить, чтобы не додуматься до неприятной истины. Только тогда, когда «Слово станет плотью», то есть тогда, когда на определенном этапе эволюции возникнет «Бог живой» или Бог-личность, который, как сказано в «Откровении Иоанна», «утрет всякую слезу с очей их, и ни смерти, ни болезни, ни плача ни вопля уже не будет» - только после этого начнется бурный интеллектуальный рост всего населения, и гунам невежества и страсти будет положен конец.

Второй недостаток – это греховное желание человека как можно скорее забыть о том, как его оскорбляли, били морально или физически, чтобы не мучиться от желания отмстить или от страха, что шантаж, побои или издевательства будут повторяться, если оставить обидчика безнаказанным, то есть если не отмстить ему. Вот почему многие после окончания школы не помнят элементарных формул математики и физики, а некоторые не могут выучить даже таблицу умножения. Когда человек сталкивается с жестокими садистами, у него возникает желание забыть эти мучительные минуты своей жизни, и долговечная память становится его врагом и разрушается, чтобы ему легче было жить, забывая все мучительное.

Итак, душевные и физические страдания, обиды, столкновения с жестокими и безжалостными садистами - все это не только не способствует развитию умственных способностей человека, но наоборот разрушает как его способность к логическому мышлению, так и его способность долго помнить пройденный материал, и этот факт является лучшим аргументом в пользу атеизма. В данный момент времени никакого Личного Бога, никакой всезнающей и всемогущей Божественной Личности, могущей вмешиваться в ход событий, просто не существует – иначе не существовало бы страданий. После пришествия Христа зло исчезнет, садисты будут лишены возможности кого-то мучить, мучительных минут в жизни человека, которых ему хотелось бы забыть, не будет, и подлых людей, которых хотелось бы идеализировать, тоже не будет; и тогда «двоечников» в школе не будет, и не будет примитивных людей с узким кругозором интересов.

Вера в то, что в будущем на определенном этапе эволюции возникнет Верховная Божественная Личность и воздаст каждому по делам его, прогрессивна и может сдерживать рост преступности. Но вера в то, что уже сейчас существует Верховная Божественная Личность, которая все знает, может всегда вмешаться, когда творится злодеяние, но не хочет вмешиваться, так как считает эти злодеяния целесообразными – такая «поповщина» является очень реакционной и способна превратить человека в бессердечное чудовище: когда верующий в такого Личного Бога человек увидит, как злодеи мучают в лесу человека, привязав его к дереву, этот верующий в Живого Бога человек не позовет даже никого на помощь и не вмешается, так как решит, что эти мучения полезны для души и развития умственных способностей этого человека, если всемогущий Бог видит все это и не вмешивается, следовательно, сам Бог и хочет того, чтобы злодеи мучили этого человека с целью развития его умственных способностей, скорее всего. «Богу виднее, и раз Бог не вмешивается, когда кого-то мучают, то и мне тоже вмешиваться нельзя, так как на все Божья воля» – думает он. Вот почему так важно бороться с идеей существования в настоящее время Всемогущего Бога-Личности и бороться с такими толкователями Библии и Вед, которые не желают прямо сказать, что в настоящее время Бог-Личность не существует, а существует только безличный Брахман, который все сотворил, но не способен испытывать жалости и сострадания, так как этот безличный Бог Брахман – не личность, обладающая разумом и волей, а совокупность законов физики и математических формул и теорем. Так как этот безличный Бог «был прежде всех веков», и все изменяется, а он «остается все тем же», то Бог – это не материя, которая всегда находится в движении и изменении, а неизменные законы природы, согласно которым материя движется.

Закон развития материи таков, что сначала образуются атомы, затем возникают молекулы, затем – органические молекулы, затем – первая живая клетка, которая развивается до человекообразной обезьяны и человека, а человек потом превратится в богочеловека Христа, а Христос упразднит те законы природы, которые его создали. Все люди и животные за исключением покончивших жизнь самоубийством людей примут эликсир вечной молодости, чтобы никогда не стареть и не умирать, а затем примут такие таблетки, которые уничтожат в мужчинах и женщинах половой инстинкт. С этого времени смерть будет упразднена Иисусом Христом, тела живущих будут преображены в нетленные и бессмертные тела, а тела умерших, не доживших до изобретения эликсира бессмертия, будут восстанавливаться при помощи научных технологий в порядке мировой известности и душевного благородства по костным остаткам или какой-то другой информации. Это и будет судом над мертвыми по их делам. Немногим суждено принять участие в «первом воскресении». Сначала будут восстановлены съеденные червями тела ученых, философов, композиторов, писателей, затем – тела героев войны, затем – тела простых солдат, героически погибших за светлое будущее. До грешных, подлых и злых просто долго не дойдет очередь, но в конечном итоге и их надо будет воскресить из мертвых, перевоспитать и дать им тоже вечную жизнь, так как их сделали такими подлыми и злыми неблагоприятные условия воспитания.

Если мать скажет мне: «Вот твой отец?» - почему я должен верить матери без доказательств? Лучше провести хромосомный анализ крови отца, причем проводить этот анализ самостоятельно, зная, что и врач может сфальсифицировать результаты этого хромосомного анализа. Если многие люди склонны обманывать, то глупо верить другим людям без доказательств. Вера в авторитеты – самый губительный путь. Ни в коем случае нельзя верить в авторитеты, если люди могут лгать.

Правильно толкуют «Бхагавад-Гиту», на мой взгляд, именно имперсоналисты из школы Шанкарачарйи, которые проповедуют безличного Брахмана и отрицают существование в настоящее время Верховной Божественной личности, могущей вмешиваться в ход событий на нашей планете.

Можете счесть меня сумасшедшим, но я вполне допускаю гипотезу, что есть сейчас на Земле такие люди, которые живут уже 2000 лет – это те, которым Христос сказал, что они не увидят смерти вовек и доживут до его второго пришествия, если предположить, что Библия – это не аллегория, и Иисус Христос действительно существовал 2000 лет назад.

Ароха, восходящий процесс, тщательное исследование, индуктивный метод познания – вот ключ к постижению истины. Дедуктивный метод, как вера в общепринятое мнение, таит в себе возможность массовой ошибки и должен быть исключен. Пусть все говорят, что человек смертен – ты этому не верь.

Мы все рано или поздно доживем до такого времени, когда не будем стареть и умирать благодаря достижениям науки. Абсолютная истина не только не должна, но и не может обладать сознанием, и поэтому совершенно правы имперсоналисты из школы майавади. Мало того, никакое сознание не способно полностью до конца познать эту Абсолютную истину. Мы можем бесконечно познавать Абсолютную истину и бесконечно приближаться к ней, но до конца ее никогда не познаем, как гипербола функции y=1/x будет все ближе и ближе приближаться к оси абсцисс при стремлении x к бесконечности, но никогда не достигнет этой оси.

Обращение. Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей.

Речь здесь идет не о безличном Брахмане, а о Личности Бога, то есть о Бхагаване. Личность Бога обладает сознанием и имеет смысл вечной жизни в бесконечном приближении к Абсолютной истине, то есть в бесконечном процессе познания этой Абсолютной истины. То, что Бог-Личность совершенен, означает то, что он также гуманен и справедлив. Таким образом, Бог Личность, а не безличный Брахман должен гарантировать вечную жизнь каждому живому существу. Однажды возникнув, Бог-Личность упраздняет тот самый Случай, который ошибся и сотворил Того, который стал его убийцей. Случай – это Бог-Отец или безличный Брахман, а Бог-Сын, созданный безличным Брахманом, должен принести уничтожение своему Отцу. И ведь ничего несправедливого в этом нет, если учесть то, что Бог отец предал Сына своего Иисуса Христа на ужасные мучения на кресте. Поэтому не будет ничего несправедливого в том, что Сын положит конец существованию такого жестокого и безжалостного Отца, то есть существованию Безличного Брахмана, который не обладал свойством чит (знания), не обладал свойством ананда (блаженства), а обладал только свойством сат (вечности), которое тоже будет у него отнято. Если останутся верными закон сохранения энергии и закон сохранения электрического заряда, то теория вероятностей будет упразднена, так как она исключает свойство ананда (блаженства), так как согласно этой теории вероятностей в жизни каждого живого существа должно быть столько же удач, сколько и неудач, столько же радости, сколько и страданий. Случайного ничего не будет, но все будет происходить по плану Верховной Божественной Личности – Бхагавана. Верховная Божественная Личность, Бхагаван, так просчитает безошибочно весь ход событий наперед на вечность, чтобы даровать вечность, знание и блаженство (сат, чит и ананда) каждому живому существу, но сделать это он может лишь для конечного количества живых существ в конечном объеме пространства. Вот поэтому в обращении и говорится о совершенном законченном целом, которое имеет начало во времени, но не имеет конца во времени, то есть, однажды возникнув, будет существовать вечно. При этом произойдет необратимое качественное изменение: мертвое станет живым и останется живым навсегда. Если объем Вселенной бесконечен, то во Вселенной будет существовать бесконечное множество замкнутых совершенных частей (множество законченных частей).

Во всех существующих сейчас законах природы, то есть в безличном Брахмане, также есть все необходимое для того, чтобы случайно возникла живая клетка и развилась в результате эволюции разумная жизнь, но все то, что являлось прогрессивным раньше, станет реакционным позднее. Теория вероятностей и связанная с ней жестокость перестают быть целесообразными тогда, когда уровень развития производительных сил становится так высок, что мы в состоянии перевоспитывать любого преступника, а не уничтожать его. Безличный Брахман не является полным целым, так как он не имеет жалости, справедливости и многого другого.

Мантра первая. Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

Если предположить, что речь в этой мантре, как и в обращении, идет Личности Бога, то слово «должен» не может иметь смысла заповеди или наставления, так как после того, как появится Верховная Божественная Личность, управляющая всеми процессами в замкнутой законченной части Вселенной, эта Личность предопределит ход событий и все внешние обстоятельства, действующие на человека, таким образом, чтобы у человека не могло возникнуть даже никакое греховное желание. Никто даже не сможет пожелать совершить грех после того, как всем будет управлять совершенный Бхагаван, и в заповедях не будет никакой надобности.

Если же рассматривать слово «должен» как заповедь, а под Господом, о котором говорится в этой мантре, подразумевать безличный Брахман, то в смысле политическом нужно сначала познать законы развития природы и общества, и только после этого бороться за социальную справедливость, за коммунизм, а не действовать так, как действовали Спартак, Степан Разин и Емельян Пугачев, восстания которых были обречены на поражение. Тем не менее, я считаю, что «перестройка» и ликвидация замечательных завоеваний социализма оправданы, если это предотвратило ядерную войну между СССР и США.

Я согласен с такой точкой зрения, что ужасно убивать животных ради удовлетворения своих вкусовых инстинктов, и что обязательно надо быть вегетарианцем. В Библии у пророка Исаии сказано, что в будущем «лев будет есть солому, как вол», то есть не только люди, но и все животные станут вегетарианцами.

Мантра вторая. Придерживаясь такого образа действий, человек может надеяться прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет.

Я принципиально не согласен с толкованием этой мантры Прабхупадой, который утверждает, что люди якобы боятся смерти, не хотят умирать. 90% опрошенных мной людей, на вопрос, согласились ли бы они принять эликсир вечной молодости, ответили отрицательно, сказали, что жить вечно им наскучило бы. Мне не понять, конечно, таких людей, и я считаю, что самое ужасное – это уйти навсегда в небытие после смерти, навсегда утратить способность видеть, слышать, чувствовать, мыслить. Но только избавившаяся от греха душа желает жить. И только поступая мудро, как змея, и остерегаясь людей, можно прожить сотни лет (в соответствии с написанным в десятой главе Евангелии от Матфея). Смысл же этой мантры в том, что надо никогда не желать невозможного. Если человек к тому же откажется от сексуального наслаждения, являющегося злейшим врагом его души, если он не будет есть от дерева познания добра и зла, то есть не будет радоваться, когда с ним случается что-то хорошее, и не будет огорчаться, когда с ним случается что-то плохое, если он освободится от гнева, страха, материальных привязанностей и всех сильных эмоций, то вполне возможно, что продолжительность его жизни будет 900 лет, а не 70 лет. Я верю в то, что мудрый человек будет обладать долголетием. Смысл мантры – осознать законы безличного Брахмана и не желать создать вечный двигатель, потому что его невозможно создать.

В «Бхагавад-Гите» сказано: «Как лодку уносит сильным ветром – так одно единственное чувство способно унести прочь человеческий разум». Поэтому неверно такое толкование Библии, будто бы Адам и Ева, вкусив от дерева познания добра и зла, стали умными. Нет, они и до этого знали высшую математику, знали часть абстрактной Абсолютной истины и имели прекрасный смысл вечной жизни все глубже и глубже эту абсолютную истину постигать, так как кладезь премудрости Божией неисчерпаем. Адам и Ева не знали до грехопадения о том, что такое эмоции, не знали о том, что такое страдание, отчаяние, гнев, страх и наслаждение, основанное не на истинном знании, а на приятной иллюзии. Вкусив от дерева познания добра и зла, они познали все эти эмоции, которые начали уносить их разум, разрушать их разум все больше и больше.

В «Бхагавад-Гите» сказано: «Ум выше чувств, разум выше ума, а душа – еще выше разума». Это означает, что такие благородные качества, как дух справедливости, чувство долга и ответственности, жалость к погибающим грешникам, не могут быть выведены с помощью холодной рассудочной логики. Поэтому истины церковного вероучения невозможно постичь только с помощью логики холодного расчета путем логического мышления. Для постижения сущности Бога-Личности нужно еще иметь и живое сострадательное и любящее сердце. Например, холодный рассудок говорит человеку: «Все законы, существующие в природе, разумны. Очень хорошо, что волк уничтожает больного или глупого зайца, и очень хорошо, что глупого человека презирают и добивают в человеческом обществе. Надо, чтобы больное, слабое, неразумное погибало и не давало больного, слабого и неразумного потомства, а здоровое, сильное и умное выживало и плодилось, и тогда, по теории Дарвина, будет происходить эволюция. Итак, все в природе хорошо и разумно», - вот к какому выводу приходит холодный бессердечный рассудок без сердца или разум без души. Душа выше разума, и для всесовершейнейшего Бхагавана такие рассуждения чужды и неприемлемы, так как кроме рассудка и логического мышления Верховная Божественная Личность, то есть Бхагаван, имеет еще любящее сострадательное сердце, которое говорит ему: «Больной заяц не виноват в том, что родился больным, и поэтому надо вылечить его, а не допустить уничтожения его волком, даже если на его лечение будет затрачено очень много труда. Нельзя лениться, но надо не жалеть своих сил и времени на то, чтобы вылечить даже самого больного зайца. Также нельзя позволить погибнуть глупому человеку, но надо придумать для этого глупого человека такие внешние обстоятельства, которые вызвали бы в нем желание умнеть, чтобы со временем он превратился из глупого в умного. Подлого и жестокого человека также нужно не истребить, если его истребления не требует историческая необходимость, а придумать способ его перевоспитания», вот что говорит доброе сердце, и для подобных взглядов не хватает логического обоснования. Только душой могут быть постигнуты эти идеи гуманизма, а не холодным расчетливым умом. Холодный расчетливый ум видит в каждом индивидууме только звено в цепи эволюции и рассматривает только практическую выгоду от существования этого живого существа. Ему нет дела до того, что ожидает душу этого живого существа после смерти. Если привести этому жестокому бессердечному разуму слова Екклесиаста: «В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» - он не придет в ужас от такой мрачной картины полного отсутствия загробной жизни. Но совершенный Бхагаван не таков, и Он осознает своим любящим сердцем, что это самое ужасное – навсегда утратить после смерти зрение и не увидеть больше семи цветов радуги, навсегда утратить после смерти слух и никогда не услышать больше музыкальных мелодий, навсегда утратить после смерти способность мыслить и делать научные открытия. Поэтому, если верна точка зрения материалистов и христиан, и каждое живое существо ожидает после смерти вечное небытие, так как не может душа этого живого существа без помощи Бхагавана переселиться после смерти тела в другое тело, то этот гуманный, совершенный, лишенный всякой лени по причине своего доброго сердца Бхагаван занялся бы кропотливой, громоздкой, утомительной работой по восстановлению каждого индивидуального живого существа, чтобы ни одно живое существо, когда-то жило и радовалось жизни, не ушло навсегда в небытие, а имело жизнь вечную. Для этого должны быть уничтожены гуны страсти и невежества, а все низшие животные и насекомые должны быть превращены в людей, чтобы обрести способность сами себя лечить и сами о себе заботиться.

Пока существовала смерть, естественный отбор уничтожал все больное и сдеградировавшее. Когда же по воле Бхагавана все живые существа выйдут из круговорота рождения и смерти начнут вечное бытие в нетленном и совершенном теле – тогда они сами будут лечить своих павших братьев, сами будут перевоспитывать впавших в согрешение до тех пор, пока не будет исключена сама возможность возникновения греховных желаний у живых существ. Это бытие будет иметь начало, но не будет иметь конца. Таким образом, законченное целое – это то, что имеет начало, но не имеет конца и бесконечно необратимо интеллектуально растет только в одном положительном направлении.

По взглядам вайшнав, поскольку они все смешивают в кучу, безличный Брахман вполне справляется с задачей Верховной Божественной личности Бхагавана, то есть души умерших сами по себе переселяются после смерти одного тела в тело другого новорожденного существа, и никаких усилий не надо прилагать никому для того, чтобы даровать вечную жизнь каждой индивидуальной душе. Насколько обоснована вера в такую «доброту» безличного Брахмана? Разве Тот, кто Сына своего Иисуса Христа отдал в руки палачей, не способен еще на большие злодеяния?

Таким образом, Бхагаван долго не сможет освободиться от кармы, пока не выполнит этот свой долг перед каждым живым существом, пока не сделает каждое живое существо подобным себе, совершенным.

Мантра третья. Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество.

Здесь в третьей мантре сформулирован только закон природы в мире безличного Брахмана, так как Бхагаван не может кого бы то ни было пожелать погрузить во тьму и невежество. Так и Иисус Христос пришел для того, чтобы никто не ходил во тьме. Единственное желание Бхагавана – упразднить тьму и невежество, уничтожить их навсегда на все века вперед. Пока же вблизи нас нет Бхагавана, пока мы отделены от Бхагавана пространственно-подобным интервалом в четырехмерном пространстве-времени, этот мир подчиняется законам безличного Брахмана, и тот, кто не имеет доброты и жалости, может не захотеть также и интеллектуально расти, и для такого возможен страшный конец с галлюцинациями, если он потеряет веру в то, что внешний мир и законы природы (например, гравитация) существуют независимо от его веры в их существование.

Рассказывали, что человеку под гипнозом внушали, что к нему прикоснутся горячим предметом, а на самом деле прикасались холодным предметом, но человек верил в то, что к нему прикоснутся горячим предметом, не сомневался в этом и потому испытывал ожег, чувство боли, и в этом месте даже происходило даже покраснение кожи. Данная осязательная галлюцинация – следствие непоколебимой веры человека в то, что он должен ощутить горячий предмет. Этой галлюцинации соответствуют слова Иисуса из Евангелия от Марка, 11 главы: «Если будете иметь веру и не усомнитесь, то и горе этой скажите – сдвинься отсюда и бросься в море – и будет. И все, что ни попросите в молитве с верою, верьте, что получите – и будет вам». Поверивший в возможность сверхъестественных чудес способен увидеть любые галлюцинации. А иметь веру Божию Иисус велит совершенно в ином смысле: ученый, вычисливший мощность взрывчатого вещества и верящий на основании научных расчетов в то, что взрывчатка сбросит гору в море, тоже получит осуществление ожидаемого результата, но уже реально, а не в виде галлюцинаций. Тот же, кто, например, усомнится в существовании гравитации, испытает галлюцинацию невесомости.

Мучительно ужасна становится жизнь такого сошедшего с ума человека, который не только пришел к выводу, что кроме его единственного во Вселенной «я» других «я» не существует, но и поверившего в то, что независимо от его сознания не существует ничего, никаких законов природы, так что и тела до сих пор всегда падали на землю только потому, что он верил в то, что они должны падать на землю, и как только он перестал в это верить – сразу наступила невесомость, тяготение исчезло. В «Откровении Иоанна» так сказано о галлюцинациях, которыми будут наказаны такие грешники: «И звезды небесные пали на землю как смоковница… И небо свернулось, свившись как свиток». Смысл жизни этих грешников потерян, так как они не имеют смысла в том, чтобы радовать кого-то, так как не верят в существование чужих эмоций, но не имеют смысла и в познании законов природы, которые тоже оказались существующими только в зависимости от того, веришь ты в их существование или не веришь. Об этих людях и говорится третьей мантре.

Мантра четвертая. Оставаясь в Своей обители, Верховный Господь, Личность Бога, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Даже могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время повелевает теми, кто посылает ветра и дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.

Обители господа Кришны или Бхагавана Кришналока – это те точки четырехмерного пространства-времени, которые отделены от Кришны времени-подобным интервалом: произведение квадрата скорости света на квадрат времени от момента возникновения Кришны больше квадрата расстояния от него. Именно поэтому, двигаясь со скоростью сколь угодно близкой к скорости света, Господь Кришна может обогнать всех бегущих, так как для любой скорости убегающего от Господа, сколь угодно близкой к скорости света, найдется скорость Господа, еще более близкая к скорости света. Таким образом, все те, которые захотели бы убежать из обители Господа в низшие миры, не смогут этого сделать, так как находятся слишком близко от Кришны. В обитель Господа есть вход, но выхода оттуда нет. Тот, кто попадет на высшую планету Кришналоку, никогда уже не сможет вернуться назад на низшие планеты, даже если бы вдруг очень сильно захотел вернуться. (Бхагавад-Гита, глава 8, текст 15).

Внутри обители Кришны – абсолютная власть Кришны, а вне обители Кришны – власть безличного Брахмана. Внутри обители нет тьмы, но есть только свет, вне обители – есть и тьма, и свет, и возможность творить зло. Вне обители Кришны и дожди, и ветра действуют случайно и подчиняются теории вероятностей так, что в части случаев они приносят пользу, а в другой части случаев – стихийное бедствие. Внутри обители Кришны нет места случаю, но все происходит по плану, по воле Кришны. В Кришналоке невозможен мятеж, невозможно свержение Абсолютной монархии Господа Кришны. Потому и сказано в мантре, что Кришна движется быстрее мысли, что мысли каждого живого существа прослушиваются Кришной, и если бы какому то злодею вздумалось совершить переворот, свергнуть власть Кришны и возобновить существование зла внутри обители, то мысль этого злодея была бы услышана Кришной, и Кришна не позволил бы этому злодею осуществить этот свой злой умысел совершить переворот и захватить власть в свои руки. Никакое зло в обители Кришны невозможно, так как при первой же пришедшей кому-то преступной мысли эта его преступная мысль прослушивается Верховной Божественной Личностью, и все планы замыслившего злое преступление разрушаются. Здесь стыдятся грешить даже мыслями, зная, что их мысли прослушивает Господь Кришна.

Слова «Он не знает себе равных» означают следующее: Господь передаст другим своим интеллектуальные знания, но не сможет передать свое справедливое и любящее сердце всем другим живым существам в своей обители. Поэтому формой правления в обители Кришны всегда будет Абсолютная монархия Кришны, а не демократия, если невозможно душу и высокие моральные порывы обосновать с точки зрения логики практической выгоды. Если окажется невозможным с точки зрения практической выгоды обосновать то, что быть справедливым, добрым, иметь развитое чувство сострадания выгоднее всегда даже для тех, кто хотел бы выйти из обители Кришны и погибнуть, уйти в небытие, то всегда будут существовать внутри обители Кришны такие люди, которые не будут делать зло только по причине осознания того, что всемогущий Кришна не позволит им сделать зло, а не потому, что совесть им не позволяет сделать зло. Последние слова четвертой мантры наводят на мысль: а всякого ли злодея можно сделать добрым, и правда ли, что чувство сострадания к другим порождается всего лишь комбинацией и движением материальных частиц в головном мозгу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно изучить природу души. Писание говорит, что природа души иная, нежели природа разума.

Саму обитель Кришны следует разделить тоже на две части – на пограничную область и на внутреннюю область. Итак, всего мы имеем три области: внешнюю, пограничную и внутреннюю.

Во внешней области за пределами обители Кришны подлецы творят злые дела и смеются над священными книгами, над Ведами, над Библией, над «Бхагавад-Гитой», считая написанное в этих книгах брехней. Если бы они уверовали в пророчества этих книг, то стали бы судорожно искать направление в пространстве, куда им скрыться от пришествия дня Господня. Саму границу обители Кришны, где квадрат расстояния от Кришны точно равен произведению квадрата скорости света на квадрат времени от начала возникновения Кришны, мы не будем рассматривать по причине соотношения неопределенностей Гейзенберга, а будем рассматривать только точки обители Кришны, для которых квадрат расстояния от Кришны строго меньше произведения квадрата скорости света на квадрат времени от начала возникновения Кришны. Пограничной областью обители Кришны назовем ту ее область, где грешники все еще всеми силами сопротивляются воле Господа, бунтуют против его власти, занимаются саботажем. Внутренней областью обители Кришны назовем ту область обители, где все уже счастливы и славят Господа. На эти три области разбивается все четырехмерное пространство-время нашей Вселенной.

И, наконец, из того, что «могущественные полубоги не способны приблизиться к Нему», следует определение полубога, как личности, имеющей разум, не имеющей совести. Тело воплощенного Господа Кришны неуязвимо. Если кто-то выстрелит в Кришну из пистолета или бросит в него камень или захочет ударить Кришну по голове дубинкой, то ни пуля, ни камень, ни дубинка не смогут приблизиться к телу Господа Кришны и не смогут причинить ему вреда, но либо упруго оттолкнутся полем, существующим вокруг тела Господа Кришны, либо неупруго затормозятся полем, существующим вокруг Его тела. Безопасность и вечность Кришны состоит в том, что в Его руках находится физический прибор, создающий вокруг его тела такое поле, которое отталкивает от Его тела упруго или неупруго любую пулю, любой предмет из любого материала, приближающиеся к его телу.

Мантра пятая. Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.

Эта мантра подтверждает правильность нашего толкования четвертой мантры, а комментатор Прабхупада лжет, будто бы мы не способны эту мантру понять своим разумом. Как это можно и ходить и не ходить, быть и далеко и близко в тоже время, пребывать внутри всего и вне всего? Да очень просто.

Сначала Господь не ходит, так как его нет, вернее, Он находится очень далеко от нас и не может вмешиваться в ход событий - поэтому злодеи могут обижать невинных людей. Но каждую секунду Он приближается к нам со скоростью, близкой к скорости света. Наступит момент, когда Господь достигнет и нашей планеты, ликвидирует всякое зло на ней и будет ходить среди нас на очень близком расстоянии. Таким образом, рано или поздно мы окажемся внутри Кришналоки, хотя раньше были вне ее.

Да здравствуют атеисты, которые не верят в существование жестокого бессердечного Бога-личности, который смотрит на страдания и слезы невинных людей и только посмеивается, не желая вмешиваться. Правы не те, которые думают, что Господь не желает вмешиваться. Правы те, которые считают, что Он сейчас просто не может вмешиваться, так как находится сейчас очень далеко от нас, а лететь быстрее света он не может. Но наступит день, когда Господь будет близко, когда наша планета будет оккупирована Его небесным воинством и присоединена к Его обители, затем к внутренней области Его обители, и тогда ни плача, ни вопля уже не будет, а будет только вечная радость, ликование и блаженство для всех живых существ этой планеты. Толкование этой мантры таково: в одно и то же время Господь находится близко от планет, принадлежащих Его обители, и далеко от планет, не принадлежащих Его обители. Если бы в мантре говорилось, что нет и не может быть Верховной божественной Личности вне ее Обители, то пришлось бы тогда согласиться с тем печальным фактом, что всегда будут такие планеты, на которых добро и справедливость никогда не восторжествуют. Но в мантре это не говорится, а говорится о том, что Бог-личность находится как внутри всего – так и вне всего. Это означает то, что любая планета, которая раньше не принадлежала обители Кришны, и на которой процветали ложь, обман, невежество, страсти, злодеяния, торжество садистов и много замученных садистами жертв, будет рано или поздно оккупирована Небесным воинством Кришны, присоединена к Его обители, и все греховное и злое будет на ней уничтожено. А само существование зла на этой планете говорит о том, что не совершенный Кришна создал эту планету, а безличный Брахман или бездушный случай создал эту планету, как совершенно верно говорят об этом атеисты, сторонники теорий Опарина и Дарвина.

Мантра шестая. Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

Конечно, испытывать ненависть к кому-либо или к чему-либо глупо. Совершенный йог управляет своими чувствами и эмоциями, которые способны унести прочь его разум. Если кто-то ненавидит иной раз, то только себя, так как не стал еще совершенным, раскаивается в своих поступках, сомневается в своей правоте, досадует на свою лень, по вине которой он слишком мало приобрел знаний и не может помочь нуждающимся, не может облегчить их страдания. Разумный человек, встретив садиста, страдает в душе по той причине, что проклинает себя за низкое умственное развитие, по вине которого он не способен найти подход к этому садисту и переубедить его или перевоспитать. Когда же на место праздности и лени придет трудолюбие, то вместе с трудолюбием придет и оптимизм, и теперь, встретив подлеца, человек, рожденный свыше, уже не испытывает ненависть к этому подлецу, потому что верит в свою способность перевоспитать этого подлеца.

Все живые существа станут неотъемлемыми частицами Бхагавана, но пока в их несовершенстве виноват безличный Брахман, то есть те случайные внешние обстоятельства, которые сделали одних людей добрыми, а других – злыми. Если сам Иосиф Виссарионович Сталин, цитируя Маркса, пишет, что преступника нужно не наказывать, а создать такие внешние условия в общественной среде, чтобы среда не могла породить в себе преступника, то и Верховная Божественная Личность не будет мстить людям, сделавшим много зла, а просто не позволит им впредь творить зло или придумает для них такие внешние обстоятельства, благодаря которым они не могли бы даже пожелать впредь сделать зло.

Хотя в шестой мантре и говорится о совершенном йоге, который никогда не гневается, и имеется намек на то, что всякий злодей, который стал злодеем по вине неблагоприятных внешних обстоятельств, будет прощен всепрощающим Бхагаваном, основанная мысль мантры такова : безличный Брахман является первопричиной всего. Безличный Брахман и Бхагаван – это две противоположности. Безличный Брахман – это первая причина всех причин. Поскольку всякое явление имеет причину, мы не должны роптать, увидев, как злодей насилует и мучает ребенка, так как желание насиловать и мучить ребенка возникло у этого злодея по той причине, что по его нервным волокнам в его головном мозгу двигались определенным образом материальные частицы в данный момент времени. А координаты и импульсы материальных частиц головного мозга этого злодея в данный момент времени однозначно определены координатами и импульсами этих частиц его головного мозга в любой предшествующий момент времени и информацией, которая поступила в его мозг через его органы чувств из внешнего мира между этими двумя моментами времени. (Например, фильмы эротического содержания могли вызвать у этого злодея желание изнасиловать ребенка). Преступное желание – следствие движения частиц мозга в мозгу злодея, а любые координаты и импульсы всех материальных частиц во Вселенной в данный момент времени определяются координатами и импульсами всех материальных частиц в предшествующий момент времени. Первичные же координаты и импульсы материальных частиц не заданы мудрым Бхагаваном, а чисто случайны, так как безличный Брахман – виновник всего существующего. Однако Христос (Кришна) берет вину за все происходящее и приносит Себя в жертву. Им движет Святой Дух (Параматма). Положительный и отрицательный заряды, сталкиваясь, нейтрализуют друг друга, и при этом излучается фотон, квант света. Так и Бхагаван объявляет войну безличному Брахману, и из их противоположности рождается Параматма (Сверхдуша), которая на стороне Бхагавана против Брахмана. Поэтому двое одолевают одного. Сын и Святой дух побеждают Отца, который сотворил их и все остальное, отвоевывая у него все новые и новые территории в трехмерном пространстве Вселенной. Безличный Брахман безоговорочно капитулирует перед Бхагаваном и Параматмой, и объем обители Господа Кришны постоянно растет.

Мантра седьмая. Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

В этой мантре содержится призыв верить в то, что другие живые существа тоже имеют свое «я», и что не только ты один во Вселенной способен мыслить, испытывать радость или боль, восторг или отчаяние, гнев или страх. А то существуют такие, которые только себя считают существующими, а все остальное считают своим сновидением или иллюзией. Кроме того, в иллюзию люди перестанут впадать после того, как будет изобретен миелофон – прибор для прослушивания чужих мыслей, так что возможность обманывать себя (впадать в иллюзию) и возможность обманывать других исчезнут после того, как у каждого человека будет в руках прибор для чтения мыслей других людей.

Мантра восьмая. Такой человек должен постичь истинную природу Верховного Господа, величайшего из всех, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, с незапамятных времен исполняющего желания каждого.

Очевидно, что эта мантра подтверждает правоту имперсоналистов, майавади и вообще всех атеистов, отрицающих существование персонального Бога-личности в настоящее время поблизости от нашей планеты, так как такой персональный Господь, будучи Личностью, исполняет желания каждого, и если бы Он существовал и мог исполнить все наши желания, то непременно исполнил бы их. Если бы Он мог сейчас утереть слезы всех вопящих и истязуемых без вины, то он сделал бы это. Если бы Он мог даровать каждому из нас вечное блаженство, то он дал бы его немедленно. Если бы Он мог дать понять всем злодеям о своем всемогуществе, то он сделал бы это, и тогда ни одному злодею даже в голову не пришло бы кого-то обидеть. Но в том то все и дело, что сегодня, в декабре 1992 года, он не может это сделать, так как его обитель Кришналока отделена от нас времени-подобным интервалом в четырехмерном пространстве времени, для которого c2t2-l2 меньше нуля. Но время идет, и однажды c2t2-l2 станет больше нуля, и тогда произойдет второе пришествие Христа, который придет, чтобы уничтожить все войны, ссоры, распри, болезни, смерть, страдания. Возврата в ад из Кришналоки не будет. На первых порах грешники захотят возвратиться в ад, но потом Господь придумает для них такое внешнее воздействие, благодаря которому у них исчезнет навсегда желание грешить и желание возвратиться в ад, так как они испытают высшее духовное наслаждение и потеряют после этого вкус к греховным наслаждениям.

Да, с незапамятных времен Господь исполняет желания каждого и дарует каждому вечное блаженство, но только в пределах Своей обители, а объем этой обители может увеличиваться во всех направлениях только со скоростью, не превышающей скорость света в вакууме. Мы пока не вошли еще со своей планетой в обитель Кришны, и поэтому он бессилен сейчас утереть наши слезы и исполнить наши желания, бессилен даже узнать о наших желаниях, так как два события в четырехмерном пространстве-времени оказываются причинно независимыми друг от друга, если они отделены друг от друга пространственно-подобным интервалом, то есть если расстояние в пространстве между точками, в которых произошли эти два события, больше пути, который свет проходит за промежуток времени между этими двумя событиями.

Меня удивляют комментарии Прабхупады по поводу бестелесности Господа, которые рассчитаны, на мой взгляд, только на невежественных людей. Да разве может существовать философ без материального мозга, в котором рождаются философские мысли? Если вы, господин Прабхупада, верите в существование такого философа, который может мыслить, не имея материального мозга, то что заставляет вас верить в то, что не только вы единственный во всей Вселенной, а и другие люди тоже обладают ощущениями, сознанием, мышлением? Если бы вы верили в то, что ощущения, мышление, сознание порождаются материальным мозгом, то, зная о том, что другие люди имеют материальный мозг подобный вашему мозгу, вы верили бы и в то, что они тоже могут, как и вы, ощущать, сознавать свое «я, мыслить и понимать то, что они прочтут в ваших книгах. Но вы в это и верите, так как в противном случае не стали бы писать книги для тех, кто реально не существует, а только снится вам. Следовательно, вы пишете то, во что сами не верите, умышленно вводите читателей в заблуждение. Но зря вы всем приписываете склонность обманывать других людей, так как существуют правдивые и искренние люди.

Итак, Господь Кришна (Бхагаван), конечно, имеет материальный мозг, только более объемный, чем наш, мозг, в котором просто больше извилин. Мозг Господа Кришны не обязательно должен быть белковым мозгом, как мозг всякого живого существа на нашей планете, но он может быть также и белковым мозгом. Но всякий философствующий мозг является сложно организованной материей, и мышление порождается движением материальных частиц в этом мозгу. А то, что в мантре говорится о бестелесности Господа, означает следующее: Господь просто лишен плотских похотей и страстей, лишен полового инстинкта, и его двадцать первый палец, то есть половой орган, не придет в состояние эрекции, и его сперма не извергнется даже в том случае, если много полностью обнаженных красавиц предстанут перед ним. Вот что означает бестелесность Господа, о которой говорится в этой мантре. То, что Господь является всеведущим, означает, что Он тщательно собирает всю информацию, которая приходит к Нему из самых отдаленных уголков Вселенной. Но если, например, свет от нас идет до Его обители тысячу лет, то и любая информация не может дойти до Него быстрее света, а ответ от Него на наши просьбы и молитвы мы получим только не раньше, чем через две тысячи лет, которые будут потрачены на прохождением пути туда и обратно. Ведь таков жестокий закон в этом мире безличного Брахмана: скорость света является предельной скоростью распространения взаимодействий или информации. Возможно, Кришна находится сейчас так далеко от нашей планеты, что до него дошла сейчас только информация о том, как на нашей планете возникла первая человекообразная обезьяна. Но Кришна будет близко и придет на нашу планету для того, чтобы спасти нас всех и все живое, и уничтожить на нашей планете всякое зло, всякое страдание.

Мантра девятая. Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемое знание.

Любое знание полезно, как об этом говорится в Притчах Соломона. Но знание не должно опираться на веру в авторитет, который может оказаться лжецом, а должно опираться на точное доказательство. Например, чем больше теорем из алгебры, геометрии и математического анализа помнит человек – тем лучше для него, но он должен при этом обязательно помнить и доказательства всех этих математических формул и теорем, их вывод, и тогда можно сказать, что он владеет знанием истины, что-то действительно знает, если может воспроизвести математическую теорему и доказать ее.

А смысл этой мантры таков: одних знаний не достаточно, но надо иметь еще любящее, справедливое и сострадательное сердце, то есть доброту души. Эту доброту души нельзя обосновать с помощью чистого рассудка, то есть логика практической выгоды не может породить такие свойства души, как доброта, справедливость, развитое чувство сострадания к другим живым существам.

Мантра десятая. Мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знаний приводит к иному результату, чем культивирование невежества.

Мантра одиннадцатая. Вырваться из круговорота рождений и смертей и в полной мере насладиться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.

Как раз именно материалистическая наука создаст химическое вещество, препятствующее старению белковых организмов – эликсир бессмертия или эликсир вечной молодости. Именно ученые материалисты изобретут вещество, предотвращающее выработку холестерина, и смерть будет побеждена. Все живые существа получат вечную жизнь здесь, на Земле. И восстановление тел умерших, то есть воскрешение их будет тоже происходить здесь, на Земле. Только лжецов будут воскрешать в самую последнюю очередь, так что им долго придется разлагаться в могилах, мучаясь в «озере огненном, где червь не умирает, и огонь не угасает», и это будет наказанием всем этим лжецам за то, что они считали нас круглыми идиотами и пичкали сказками о загробной жизни.

Нынешние ученые не способны искусственно создать даже простейшую живую клетку. Это объясняется тем, что страдания, зло, разгул садизма и секса так велики, что у человека возникает очень часто желание забывать пережитые душевные муки, что снижает его способность долго помнить формулы физики и химии. Кроме того, окружающая человека действительность настолько безобразна, что у него возникает желание идеализировать эту окружающую действительность, и чтобы не осознавать все это безобразие окружающей действительности, человек запрещает себе мыслить и анализировать, в результате чего разрушается его способность решать задачи на смекалку, требующие логического мышления. Почему так много людей имеют отвращение к занятию физикой, математикой, химией, к запоминанию формул и решению задач на смекалку? Почему в школах такая низкая успеваемость? Почему современные ученые так бездарны, что не могут создать даже простейшую живую клетку? Да только потому, что человеком руководят два греховных желания: желание как можно быстрее забывать обиды, унижения, столкновения с жестокими людьми и желание запрещать себе логически мыслить, чтобы не додуматься до того, что неприятно узнать. Значит, основным тормозом для развития науки является существование страданий и жестоких людей. Если ликвидировать в жизни человека такие мучительные обидные минуты, которые он хочет забыть как можно скорее, то все учащиеся будут запоминать на всю жизнь формулы химических веществ, один раз прочитав учебник химии. Если ликвидировать все такое, о чем человек не хочет догадываться, и оставив на свободе вокруг этого человека только совершенных людей, то всякий будет запросто решать задачи на смекалку, требующие логического мышления.

Таков процесс погружения в невежество. Для того, чтобы человек не погружался в невежество, нужно упразднить зло, садизм, секс, душевные и физические страдания этого человека, а для этого необходима сильная диктатура добра над злом. Мало одних призывов к самосовершенствованию, так как от таких призывов желание самосовершенствоваться никак не появится. Нужно понимать, что бытие определяет сознание, а не сознание определяет бытие. Эта краеугольная истина марксизма означает то, что желания, возникающие у человека, являются следствием внешних обстоятельств, воздействующих через его органы чувств на его мозг, который и порождает эти желания под влиянием той информации, которая поступает в него из внешнего мира через органы чувств. Для того, чтобы желание ни о чем не задумываться сменилось страстью к анализу и размышлению, необходимо превратить действительность из безобразной в прекрасную – тогда, познавая истину, человек будет радоваться, а не огорчаться, и это желание познавать истину в нем укоренится. Если все воспоминания человека станут приятными, если в его жизни никогда не произойдет ничего такого, что он захотел бы скорее забыть, то долговечная память станет счастьем для человека, а не наказанием. Трудно вообразить, какого расцвета тогда достигнут наука и искусство: каждый член такого общества станет одновременно композитором, художником, доктором физико-математических наук, доктором философских наук, производить все необходимое для человека будут машины.

Нужно отметить, что в том обществе будущего не только не будет смерти, не будет никакой болезни, не будет старения, но не будет и рождения новых существ, то есть не будет никакого сексуального влечения. Все живые существа примут такое химическое вещество, которое сделает их бессмертным и одновременно освободит от желания заниматься сексом. На смену естественному отбору, который был причиной эволюции и превратил человекообразную обезьяну в человека, придет совсем друга причина эволюции – любовь и постоянная забота о живых существах со стороны Верховной божественной личности: если какое-то живое существо утратит честолюбие, не захочет развиваться, а захочет деградировать, то Верховная Божественная Личность начнет воздействовать на это живое существо так, чтобы в нем снова возникло желание развиваться под влиянием этого внешнего воздействия.

Очевидно, существовала причина, почему Личность Бога убила Хиранйакашипу в Пуранах. Смерть – это возмездие за грех. Сам Кришна бессмертен, хотя он рожден от Девалоки, как и Христос рожден от Марии. Здесь много аллегории, но можно понимать все следующим образом: У Бога-Сына есть рождение, то есть начало бытия, но нет конца, то есть нет возврата в первоначальное небытие. У Бога-Отца, то есть у безличного Брахмана, напротив, нет начала во времени, но зато есть конец, когда он будет уничтожен Сыном после того, как Сын упразднит все случайное, так что там, где раньше были случай и хаос, будет разумный порядок и разумное предназначение. Так во времени оказываются равноправными две противоположности - Брахман и Бхагаван. Если Брахман не имеет начала во времени, но имеет конец, то Бхагаван наоборот имеет начало, но не имеет конца. Если Брахману суждено капитулировать, то Бхагавану суждено побеждать, так как Бхагавану помогает в этом Параматма. Такая точка зрения не противоречит «Бхагавад-Гите», согласно которой и Брахман, и Бхагаван являются вечными, если Вселенная бесконечна в пространстве по своему объему, как считает Энгельс. В этом случае никогда не будут уничтожены участки в этой бесконечной Вселенной, где существуют страдания, зло и несправедливость, хотя каждый такой участок и настигнет когда-нибудь пришествие Кришны, который уничтожит в них страдания, зло и несправедливость. Другими словами, в любой момент времени во Вселенной всегда будут существовать планеты, на которых существуют страдания, то есть на которых господствует безличный Брахман. Обо всем этом можно прочесть в «Бхагавад-Гите» (глава 8, тексты 15 и текст 21; глава 9, текст 4; глава 10, тексты 30 и 38; глава 11, тексты 21 и 32; глава 13, текс 30; глава 15, тексты 6 и 16; глава 16, текст 8).

Мантра двенадцатая. Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.

Мантра тринадцатая. Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иные плоды, чем поклонение тому, что не является высшим. Все это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили это.

Казалось бы, что есть противоречие между этими двумя мантрами. На самом деле, никакого противоречия между этими мантрами нет, так как в двенадцатой мантре осуждается поклонение персонифицированному Бхагавану, являющемуся всепрощающей разумной Личностью, а в тринадцатой мантре говорится о пользе поклонения безличному Брахману, и «поклонение» означает страх – боязнь согрешить и быть беспощадно наказанным за свой грех.

Бхагаван, будучи разумной личностью, понимает, что никто из грешников не виноват, что сам грешник не может без воздействия на него извне захотеть избавиться от своих греховных желаний, похотей и страстей, если Бхагаван не создаст для него такое внешнее воздействие, которое вызовет в нем желание избавиться от своих греховных похотей и страстей. Поэтому Бхагаван всепрощающ. Даже самого закоренелого злодея Бхагаван оправдывает унаследованными садистскими наклонностями и дурными условиями воспитания. Поэтому Бхагаван не будет уничтожать никакого грешника, но найдет способ перевоспитать этого грешника, чтобы он больше не грешил и даже желаний греховных больше не испытывал. Таков Бхагаван, и страшиться его могут только невежественные люди. (Согласно 67 тексту 18 главы «Бхагавад-Гиты», это сокровенное знание нельзя сообщать всякому).

Если Бхагаван всепрощающ, то безличный Брахман не оставляет без наказания никакого греха. Если ты будешь глупым и доверчивым, то тебя убьют бандиты. Если ты родишься больным или слабым зайчиком, то тебя съест волк. В этом безбожном мире за пределами Кришналоки, в мире, которым управляет безличный Брахман, право на жизнь и на продолжение рода имеют только мудрые, сильные и здоровые особи, а все несовершенное уничтожается естественным отбором. Только благодаря этому естественному отбору и могла происходить эволюция от простого к сложному в мире безличного Брахмана. Однако, когда наша планета будет присоединена к обители Кришны, Кришна упразднит эти жестокие законы Брахмана, и каждое несовершенное живое существо получит нетленное бессмертное тело и будет развиваться и совершенствоваться под воздействием Господа Кришны, а не истребляться естественным отбором, как это происходит сейчас.

Закон был дан Израильскому народу через Моисея только до пришествия Христа. Так как Христа нет поблизости, то нужно страшиться нарушать заповеди, зная, что возмездие за грех – смерть. Например, если ты не будешь мудрым, как змея, то жестокий народ побьет тебя камнями. С приходом же на Землю Мессии бояться ничего не надо. Всякий разумный человек должен с ликованием встретить пришествие Господа.

Мантра четырнадцатая. Человек должен в совершенстве постичь Личность Бога Шри Кришну и Его трансцендентное имя, форму, качества и игры, так же как и временное материальное творение с его смертными полубогами, людьми и животными. Тот, кто постиг это, попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.

Знать личность Бога означает знать о его всепрощении, доброте, милосердии, мудрости и самому тоже обладать всеми этими качествами. Мантра призывает также и к познанию материального творения, то есть к познанию физики, химии, математики и жестоких законов развития природы и общества, законов истории согласно историческому материализму. Эти законы материальной природы названы в мантре временными, так как именно человек, достигший богоподобия, сможет упразднить эти законы, если изобретет эликсир вечной молодости, поправ тем самым смерть, и изобретет миелофон, то есть прибор для чтения чужих мыслей, при помощи которого можно будет предотвратить любое злодеяние, узнав о намерениях злодея и не позволив ему осуществить его преступные намерения. Надо стремиться, занимаясь наукой, приблизить тот день, когда исчезнет всякое зло, страдание и смерть, и каждое живое существо получит вечную жизнь и вечное блаженство. Вечное блаженство для каждого повлечет бурное развитие науки, так как доказано было выше, что именно страдания тормозят развитие умственных способностей человека.

Мантра пятнадцатая. О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

По-моему, нельзя более метко обрисовать безличного Брахмана как «ослепительное сияние» или «покров», погружающий в гуну невежества многих. Безличный Брахман только гарантирует эволюцию, развитие от простого к сложному, но судьба отдельного живого существа ему совершенно безразлична. Только Личность Бога, Бхагаван, способен позаботиться о судьбе каждого живого существа в отдельности. Обращающийся к Господу всей душой желает того, чтобы «ослепительному сиянию», то есть безличному Брахману с его жестокими законами природы как можно скорее был положен конец всемогущей Личностью Бога – Бхагаваном.

Мантра шестнадцатая. О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, благодетель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

Случаю не могут быть присуща жалость. Случай может с легкостью разрушить созданное им творение, если не появится Личность Бога, которая скажет: «Нет больше случая! Я уничтожил хаос. Я поставил на место случая регулирующий принцип. Не будет отныне ни болезней, ни смерти, ни кровопролитных войн, ни ядерной угрозы человечеству. Теперь моя абсолютная монархия будет здесь навечно. Я утру навсегда слезы истязуемых. Я никогда не позволю теперь никому никого обидеть». Именно уничтожение случая, замена его регулирующим принципом, уничтожение всего вредного и нецелесообразного, всего того, что не приносит пользу, а приносит только страдания, построение рая на Земле – вот мечта всех искренне преданных Господу. Страдания ослепляют разум, разрушают память и способность к логическому мышлению. Ослепительное сияние, или безличный Брахман – это причина всего, в том числе и страданий. Вот почему все преданные Господа просят Кришну уничтожить как можно скорее ослепительное сияние, после чего наступит эпоха вечного блаженства, так как все будет происходить не случайно, а по воле Кришны, который своей железной рукой положит конец всякому хаосу и страданию.

Мантра семнадцатая. Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жизни сольется с воздушной стихией. Теперь, мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, поскольку все в конечном счете предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, все, что я сделал для Тебя.

Было много воинов кшатриев, таких, как Арджуна, которые отдавали на поле боя свои жизни в борьбе с садистами, которые истязают невинных людей. В этом была историческая необходимость. Иногда приходилось убивать на войне миллионы людей ради правого дела, как это было во время Великой отечественной войны 1941 года и во время гражданской войны 1918 года, когда Красной Армии пришлось отражать интервенцию стран Антанты после победы Октябрьской революции. Если у политической власти находится банда кровососущих садистов, то прогресс науки становится невозможным, и возникает необходимость сражаться. Вот поэтому Господь Кришна и говорит в «Бхагавад-Гите» Арджуне: «Иди и сражайся с ними до победного конца».

В этой семнадцатой мантре все, погибшие на поле боя за правое дело, просят справедливого вознаграждения от Господа. Ведь они принесли в жертву свои жизни, и вечное небытие в могиле после смерти, где, по словам Екклесиаста, «нет ни работы, ни мудрости, ни знания, ни размышления», было бы ужасно несправедливым их уделом. Их мозг и все их тело должны быть восстановлены при помощи научных технологий из точно таких же атомов и молекул, но уже в вечно молодом бессмертном теле. Все то, что съели червы в могиле по воле бездушного случая, нужно воскресить, когда материалистическая наука до этого дойдет. Именно об этом воскрешении их из мертвых и умоляют в этой мантре преданные Господа, которые пожертвовали своими жизнями в схватке с врагами Господа, чтобы приблизить его Царство на планете, торжество правды и справедливости. Им надо было искренне верить в такое вознаграждение для того, чтобы в расцвете молодости отдать в бою самое ценное – свою жизнь.

Мантра восемнадцатая. О мой Господь, всесильный, как огонь, о всемогущий, я снова и снова склоняюсь перед Тобой, припадая к Твоим лотосным стопам. О мой Господь, веди меня верным путем, чтобы я смог достичь Тебя, и, поскольку Ты знаешь все, что я совершил в прошлом, избавь меня от всех последствий моих грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперед.

В этой мантре говорится о том, что будет сделано с грешниками, которые будут воскрешаться из мертвых после того, как воскресят всех праведников. Лень, апатия, нежелание что-то узнавать, бесконечная деградация личности – следствие ее грехов, следствие ее нежелания следовать наставлениям Вед и библейским заповедям. Некоторые люди опустились в своей деградации до уровня животного, почти полностью утратили интеллект (И моральные качества можно утратить? Или отсутствие моральных качеств определяется только дурной генетикой?) Господь избавит всех этих грешников от последствий их прошлых грехов, когда упразднит безличного Брахмана, то есть он предопределит для всех этих грешников такие внешние обстоятельства, которые вызовут у них желание развиваться, желание продвигаться вперед.

Владимир Фомин. 09.12.1992 – 11.12.1992
155400, Ивановская область, город Кинешма, улица Аристарха Макарова, дом 41, квартира 47;
155821, Ивановская область, Заволжский район, поселок Заречный, улица Фабричная, дом 10, квартира 5.

Об изменении мировоззрения Владимира Фомина в 1996 году.

Именно безличный Брахман дает бессмертие ощущениям. Души автоматически переселяются после физической смерти одного тела в другое новорожденное тело, утрачивая память о прошлой жизни. Однако, животным или ребенком с низкими умственными способностями может родиться в другом теле после смерти очень добрый человек. Ведь нравственность не только не вытекает логически из ума, но наоборот безнравственность, безжалостность и жестокость вытекают из ума: «Зачем я буду жалеть кого-то кроме себя? Вдруг все другие люди мне просто снятся и не способны поэтому ощущать что-либо?». Добрый человек не будет иметь ограниченный ум только в том случае, если он никогда не испытывает эмоций, если он не радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не огорчается, когда с ним случается что-то плохое. А такое бывает редко. Я практически убедился в том, что я не могу не радоваться, когда контактирую с девушками, вижу улыбку на их лице и считаю себя причиной испытываемой ими радости, хотя нет никаких разумных оснований верить в то, что они нам самом деле испытывают эмоцию радости, а не притворяются, например, или не снятся.

И зачем будет делать добрые дела и радовать других людей своими поступками тот, кто считает всех других людей просто своим сновидением, кто считает свое «я» единственным «я» во Вселенной, кто не верит в способность других людей испытывать какие-либо эмоции? Ведь всякий желает радовать всегда себя.

Поэтому, если противопоставить нравственность и ум, как две противоположности, и сказать, что философ Мах был умным, а философ Ленин был добрым, то, зная о том, что страдания разрушают умственные способности, можно сделать вывод, что страдания в то же время делают добрее. Поэтому, если глупый человек должен бояться безличного Брахмана, то злой человек должен бояться Бхагавана, так как Бхагаван, перевоспитывая этого злого человека, будет мучить его ровно столько, сколько он мучил другие живые существа. Ведь только мучения могут заставить его уверовать в то, что нее имеет никаких доказательств по мнению таких умных философов, как Мах, Авенариус, Гельмгольц, Беркли, Юм, Кант.

Таким образом, толкования двенадцатой и тринадцатой мантр, данные в декабре 1992 года, являются ошибочными. Христос не нарушит, а исполнит в день Страшного суда этот закон Моисеев: «зуб за зуб, око за око, ушиб за ушиб, обожжение за обожжение». Только мучить будут, к сожалению, тех, которые не помнят о тех злодеяниях, которые они совершили в своей прошлой жизни до своего рождения в этом теле. Воскресение Христа из мертвых, как и смерть его на кресте, не являются физическими и должны быть истолкованы в переносном смысле. Умирает на кресте только «плоть Христа», то есть аскетически распинается желание переделывать окружающий мир до тех пор, пока не будут полностью познаны физические законы этого мира, после чего будет «воскрешено из мертвых» это желание изменять мир, то есть, Христос, познав этот мир и его законы, начнет переделывать этот мир так, чтобы стал счастливым каждый и воздаст всем злодеям мучениями с целью перевоспитания этих злодеев.

03.04.1996 Владимир Фомин.

Комментарии 1992 года являются воплощением монархической идеологии и глубоко антидемократичны. Автором предполагается, что нужен монарх, некий «инженер Гарин с гиперболоидом», если большинство людей тяготятся своим собственным существованием, хотят навсегда уйти в небытие, и если душа бессмертна независимо от плотности мозга, в который она должна переселиться после смерти. По мнению автора этих комментариев 1992 года, безжалостного злодея невозможно перевоспитать, но это не так. Нравственность или безнравственность тоже определяется устройством головного мозга человека. Следовательно, любого злодея можно перевоспитать. Поэтому монархия будет постепенно перерастать в демократию, так как перевоспитанных бывших злодеев, ставших добрыми людьми, будет становиться все больше. В конечном итоге всех злодеев перевоспитают, и тогда каждому человеку подарят такой миелофон, с помощью которого он сможет слышать мысли всех окружающих людей. Надо обязательно передать власть большинству, всему обществу, чтобы по причине случайной мутации у меньшинства или у монарха не возвратилось снова зло. Ведь квантово-механическую случайность уничтожить никогда не удастся.

01.10.1996 Владимир Фомин.

Согласно диалектике Энгельса, грехопадение неотвратимо. Этот счастливый рай не может существовать вечно.

01.09.1997.

Современная критика мировоззрения 1992 года

Ошибочными является это утверждение:

Тот, кто считает, что только он один существует, а все другие люди ему просто снятся, но не говорит этого вслух, будет не способен делать добро кому бы то ни было. Поэтому без веры не только нельзя угодить Богу, но нельзя сделать и доброе дело какому-то человеку, так как радующий другого должен веровать в то, что этот другой ему не снится, а реально существует и способен испытывать чувство радости. Вера в это необходима.

Тот, кто считает, что все люди ему снятся, но обладают неизменным свойством платить за добро добром тому, кто сделал им добро, будет способен делать им добро с целью получить от них взамен благодарность, то есть награду за свои добрые дела. Таким образом, для того, чтобы делать добро другому человеку, нет никакой необходимости верить в то, что другой человек способен испытывать чувство радости, но достаточно верить в то, что этот человек отблагодарит тебя за добро добром этому человеку. Вера в существование закона бумеранга, вера в то, что за добро обычно платят добром, то есть благодарят, а за зло обычно платят злом, то есть мстят, вполне заменяет веру в существование чужих эмоций и может быть причиной желания творить добрые дела и нежелания творить зло или проявлять равнодушие.

Будучи вегетарианцем с 1992 по 2000 год из гуманистических соображений, начиная с 2000 года, я перестал быть вегетарианцем, что заставило меня подозревать наличие во мне латентного солипсизма, выдвинуть предположение, что то чувство радости, которое я испытываю, когда радую других людей, вызвано не моей верой в их способность испытывать чувство радости, а моей верой в получение награды за это. Ведь к животным, которых убивают ради удовлетворения моих вкусовых потребностей, я перестал испытывать сострадание, когда перестал быть вегетарианцем, и в оправдание себе придумал теорию, что отказ от употребления в пищу мяса и рыбы, разрушает якобы память и умственные способности, что вегетарианство очень негативно влияет на умственную деятельность, когда причина снижения моих умственных способностей могла быть не в вегетарианстве, а в чем-то ином, например, в моем желании забывать неприятные мгновения жизни или в моем желании не догадываться о неприятной истине или в сексе с Натальей Ипполитовой.

Здесь, скорее всего, опечатка:

Божественная Личность, Бхагаван, так просчитает безошибочно весь ход событий наперед на вечность, чтобы даровать вечность, знание и блаженство (сат, чит и ананда) каждому живому существу, но сделать это он может лишь для конечного количества живых существ в конечном объеме пространства.

Невозможно предопределить весь ход событий вперед на вечность даже , но можно предопределить все только на конечный срок времени, то есть предполагается постоянное вмешательство Кришны в ход событий. Кроме того, этот конечный объем пространства (обитель Господа Кришны) расширяется во все стороны, то есть объем его постоянно увеличивается, оставаясь в то же время конечной, но растущей до бесконечности величиной.

Это является всего лишь гипотезой:

«В «Бхагавад-Гите» сказано: «Ум выше чувств, разум выше ума, а душа – еще выше разума». Это означает, что такие благородные качества, как дух справедливости, чувство долга и ответственности, жалость к погибающим грешникам, не могут быть выведены с помощью холодной рассудочной логики».

То, что до сих пор никто, даже Сократ, не догадался, как доказать, что справедливым и добрым выгоднее быть, нежели несправедливым и подлым, не означает, что таких доказательств не существует. Уже в 1996 году в комментариях к этому трактату была предпринята попытка доказать существование кармического наказания для всех злодеев при следующем рождении этих злодеев в других телах. В более поздних моих публикациях также сделано много попыток доказать неизбежность воскрешения всех злодеев и мучительного наказания этих злодеев с целью их перевоспитания. Основной аргумент на настоящий день такой: для того, чтобы изобретать средство безболезненного превращения злодеев в добрых людей путем перепрограммирования их личности или каких-то таблеток, которые будут превращать злодея в доброго человека, надо заниматься наукой, изобретая такие таблетки, а это лень, и поэтому лучше достичь той же самой цели мучительным наказанием этих злодеев в «геенне огненной, где плач и скрежет зубов», так как такое достаточно сильное мучительное наказание непременно приведет всякого злодея к глубокому покаянию и перевоспитанию. Необоснованной в этом последнем доказательстве мучительного возмездия всем воскрешенным злодеям является только посылка, что лень непременно будет присуща и всем людям того далекого будущего, которая, кстати, весьма удовлетворительно опровергается рассуждениями 1992 года.

Тем не менее, указание двух причин для интеллектуальной деградации (желания забывать неприятные факты и желания не догадываться о неприятной истине) не означает, что не могут существовать еще и другие причины для интеллектуальной деградации, то есть доказывается по сути только необходимость, а не достаточность исключения из жизни человека неприятных минут, которые ему хочется скорее забыть, и неприятных вещей, о которых он не желает догадываться, для его интеллектуального развития. Этого может оказаться не достаточно. Доказана только необходимость, а не достаточность. Поэтому только гипотезами являются эти утверждения:

«Если ликвидировать в жизни человека такие мучительные обидные минуты, которые он хочет забыть как можно скорее, то все учащиеся будут запоминать на всю жизнь формулы химических веществ, один раз прочитав учебник химии. Если ликвидировать все такое, о чем человек не хочет догадываться, и оставив на свободе вокруг этого человека только совершенных людей, то всякий будет запросто решать задачи на смекалку, требующие логического мышления». Совершенно не обосновано то, что так оно именно и будет, и не потребуется еще что-то кроме этого, чтобы наделить всех людей фотографической памятью и неограниченной способностью и любовью к логическому мышлению и решению задач на смекалку.

Абсолютно неверным является мнение, будто бы невозможно перевоспитать всякого злодея, и совершенно абсурдной выглядит эта идея вечной монархии Господа Кришны внутри Кришналоки.

«Господь передаст другим своим интеллектуальные знания, но не сможет передать свое справедливое и любящее сердце всем другим живым существам в своей обители. Поэтому формой правления в обители Кришны всегда будет Абсолютная монархия Кришны, а не демократия, если невозможно душу и высокие моральн6ые порывы обосновать с точки зрения логики практической выгоды».

Абсолютная неограниченная власть наоборот должна всякое доброе живое существо превратить в злодея, испортить, так как рано или поздно это существо станет на протяжении бесконечного времени солипсистом, даже если не было им изначально, то есть утратит свою веру в существование чужих эмоций и захочет ставить безнаказанно жестокие эксперименты над другими живыми существами. Не может существовать добрых монархов, если предположить, что ложность солипсизма не может быть доказана. При вечной жизни всякий монарх рано или поздно станет «сумасшедшим фортепиано, вообразившим, что оно одно существует на всем свете». Поэтому самой надежной системой является общество солипсистов, в котором неотвратимо действует закон бумеранга, в котором всякий, ударивший другого, сам испытывает при этом немедленно физическую боль, подвергаясь неотвратимому наказанию за свое преступление со стороны всего общества, которое является и судьей и палачом одновременно. Подробно это общество солипсистов, которые не совершают никогда преступлений по причине своей уверенности в неотвратимости наказания за всякое преступление, описано в статье «Только неотвратимость наказания за всякое преступление может привести к исчезновению преступности».

Нельзя согласится и с этой критикой вайшнав.

«По взглядам вайшнав, поскольку они все смешивают в кучу, безличный Брахман вполне справляется с задачей Верховной Божественной личности Бхагавана, то есть души умерших сами по себе переселяются после смерти одного тела в тело другого новорожденного существа, и никаких усилий не надо прилагать никому для того, чтобы даровать вечную жизнь каждой индивидуальной душе».

Сейчас я считаю, что души умерших сами по себе переселяются после смерти одного тела в тело другого новорожденного существа без памяти о предшествующей жизни, если только личность не будет воскрешена из мертвых при помощи научных технологий до тех пор, пока ее душа не успела еще переселиться в другое тело. Доказательство бессмертия души и ее неизбежной реинкарнации приведены в статье Константина Эдуардовича Циолковского «Космическая философия».

29.10.2016

Современная критика мировоззрения 1996 года.

Неверным является рассуждение о том, что человек, получающий удовольствие от своей веры в приятную недоказанную гипотезу, будет якобы иметь ограниченный разум. Если ложность этой приятной гипотезы действительно невозможно доказать, то есть если может быть доказана истинность этой приятной гипотезы, или если ни истинность, ни ложность этой приятной гипотезы не могут быть доказаны, то удовольствие, получаемое человеком от его веры в эту приятную гипотезу не будет приводить к его интеллектуальной деградации и не будет делать его разум ограниченным.

Идея кармического возмездия за грехи в прошлой жизни также не обоснована. Нет оснований полагать, что при перевоплощении наследуются умственные способности или качества характера, а не просто ощущения.

31.10.2016

На главную страницу